Даниил Синютин — резидент первого набора Школы имени Андрея Павленко (дважды победителя грантового конкурса «Наука добра»). Даниил выпустился в 2022 году с дипломом по онкоколопроктологии, а сегодня уже делает полный объем не только колопроктологических, но и абдоминальных операций в Онкологическом центре № 1 ГКБ им. С. С. Юдина в Москве. Мы поговорили с Даниилом о том, как стать онкохирургом и что значит быть им, и какую роль в его профессиональной судьбе играет Школа.

В каком возрасте ты решил, что будешь хирургом?
Мой приход в медицину отчасти случайный. Учитель биологии отправила меня на олимпиаду, и уже в 9-м классе я дошел до всероссийского этапа. К этому моменту у меня еще не было идеи, кем стать, поэтому я подумал: почему бы не попробовать стать врачом?
Я родился и вырос в Орле, мои родители не связаны с медициной, они инженеры по образованию. От них у меня с детства тяга разбирать и смотреть, как устроены и работают игрушки. И еще с самого младшего возраста мне нравились все мануальные занятия — лепка из глины, резьба и выжигание по дереву. Наверно, это тоже повлияло на выбор хирургии.
Расскажи о своей учебе в вузе.
Я проходил по конкурсу в несколько вузов, но решил остаться в Орловском мединституте. С 1-го курса работал санитаром в приемном покое областной больницы, смотрел за врачами, учился. У меня была очень высокая работоспособность, хотелось всего, сразу и пораньше. Там я научился колоть вену, ставить мочевой катетер, накладывать повязку. И много работать. Ты можешь сколько угодно увлекаться учебой, но помыть помещения в конце смены все равно твоя работа. Меня это не пугало, было интересно скорее влиться в медицину.
На 3-м курсе я стал лаборантом на кафедре анатомии, уже начал шить со старшекурсниками, которые работали в хирургических командах, сделал свои первые анастомозы. И главное — начал ездить на хирургические олимпиады. Сначала ассистентом, на 4-м курсе уже самостоятельно выступал со своей хирургической бригадой. А на 5-м курсе я стал капитаном команды вуза, состоящей из 25 человек, занимал призовые места в соревнованиях по кишечному шву и капитанском конкурсе.
Главным результатом я считаю то, что мы сами с ребятами реорганизовали хирургический кружок, который существовал ранее, но не проводился несколько лет. Еженедельно для желающих студентов стали проводить лекции, разборы операций. На первую лекцию пришло человек 70, а в среднем ходило около 30. Мы выбили помещение, обустроили там 4 рабочих места для отработки хирургических навыков и установили полноценное освещение. В соседней комнате повесили доску.
Я давно выпустился из института, а лекции в кружке читают до сих пор, хирургическая команда стала еще сильнее. Меня это очень радует.
Как был устроен твой обычный день?
Если говорить о старших курсах, то стандартно у тебя с 8 до 12 пары в больнице, потом лекции в институте где-то до 16.30, и дальше идешь в анатомичку, обычно до вечера. За 2–3 месяца до олимпиады проводили очень много подготовительных работ, до 9 вечера точно. Дальше идешь домой и готовишься к парам — на это вечер и ночь. Но, опять же, это не каждый день. В среднем 12 часов суммарно плюс чтение дома. Так вообще все учатся в медицинских вузах. Кто-то учится и подрабатывает, кто-то работает и подучивается, а у меня, наверное, было больше учебы.
Как тебе на все хватало сил и времени?
Я со школы был круглым отличником. От меня всегда ждали только идеального, это меня и формирует, на другое я не смотрю. Мне всегда чего-то не хватает, и любые свои достижения я умею перечеркнуть жирным «но». В ежедневной рутине большие смыслы теряются, недовольство собой перечеркивает достижения.
Я бы вообще сказал, что мой движущий фактор — недовольство собой.
В ординатуре ты учился уже в Москве?
Да, я выбрал НМИЦ хирургии им. А. В. Вишневского из-за его репутации в медицинском сообществе. В ординатуре ты начинаешь все заново, в новой роли, независимо от того, чего ты достиг раньше. Работы было много.
После ординатуры, как целевой студент, я вернулся в Орел и работал хирургом в приемном отделении, а на операции ходил в свободное время. Мне, конечно, хотелось оперировать больше.
Еще в ординатуре я собрал свой первый домашний лапбокс и на нем же записал видео операции для поступления в Школу Павленко. Я следил за появлением проекта еще при жизни Андрея Николаевича и подал заявку в первый же набор. Главное, что произошло в Школе Павленко, — я наконец-то получил возможность заниматься хирургией, к которой стремился еще со школьных лет.

Даниил Синютин и директор Школы практической онкологии Надежда Кузнецова
Когда ты понял, насколько сложной является хирургия как профессия?
В тот момент, когда началась полноценная хирургическая работа, — уже в Школе Павленко. Это тяжелая работа. Во-первых, физически — ты долго стоишь на ногах, порой в неудобных позах. Во-вторых, с точки зрения ответственности — ты не забываешь обо всем, когда заканчивается рабочий день. Нужно все доделать, всех посмотреть, быть уверенным, прежде чем уйти. Многое может динамично меняться — надо держать руку на пульсе.
Когда все идет хорошо, это ободряет. Но в 10 раз сильнее влияет, когда что-то идет не так: осложнение, нужно ночью приехать, провести повторную операцию и пр.
А как у тебя складывается общение с пациентами?
Я научился, в том числе благодаря Школе Павленко (на курсе по медицинской коммуникации по Калгари-Кембриджской модели), вести самые сложные разговоры, когда что-то пошло не так. А остальные разговоры уже сведены к навыкам и алгоритмам, как бы это ни звучало.
Эмоционально отстраниться от пациентов я никогда не пытался, без эмпатии в нашей профессии делать нечего.
Расскажи об опыте обучения в Школе Павленко и о твоей работе сегодня.
Мне по жизни очень везет с учителями. Такая ситуация была и в Уфе, где мне с первого дня было очень комфортно, и особенно повезло с моим наставником Дмитрием Владимировичем Феоктистовым. Мне также очень повезло на нынешнем месте работы с заведующим отделением Дмитрием Валерьевичем Ерыгиным.
За эти 5 лет с момента поступления в школу я очень активно формировался как профессионал. Смеюсь, что порой даже активнее, чем нужно. И в этом, безусловно, заслуга наставников, доверивших мне такой объем работы. Например, за 2 года обучения в школе я провел более 100 самостоятельных операций.
Сейчас у нас в отделении сложилась уникальная ситуация. Наши врачи аффилированы со школой — наш заведующий работает наставником. Все врачи — это выпускники или действующие резиденты Школы Павленко. Это создает очень комфортную атмосферу, что помогает справляться с внешними трудностями и нашим непростым трудом.
А вообще, отсматривая видеоинтервью с известными российскими хирургами, понимаешь — у всех есть истории преодоления. Ничего уникального. Но здесь и заключается самое интересное — это своего рода профессиональный фильтр.
Твоя жизнь сейчас очень наполнена событиями, ты недавно стал отцом, кроме работы активно занимаешься спортом, бегаешь марафоны, начал оперировать на роботе. О чем ты еще мечтаешь?
Найти баланс между этими аспектами жизни. Но, как всегда, времени на все не хватает.
Когда ты понял, насколько сложной является хирургия как профессия?
В тот момент, когда началась полноценная хирургическая работа, — уже в Школе Павленко. Это тяжелая работа. Во-первых, физически — ты долго стоишь на ногах, порой в неудобных позах. Во-вторых, с точки зрения ответственности — ты не забываешь обо всем, когда заканчивается рабочий день. Нужно все доделать, всех посмотреть, быть уверенным, прежде чем уйти. Многое может динамично меняться — надо держать руку на пульсе.
Когда все идет хорошо, это ободряет. Но в 10 раз сильнее влияет, когда что-то идет не так: осложнение, нужно ночью приехать, провести повторную операцию и пр.
А как у тебя складывается общение с пациентами?
Я научился, в том числе благодаря Школе Павленко (на курсе по медицинской коммуникации по Калгари-Кембриджской модели), вести самые сложные разговоры, когда что-то пошло не так. А остальные разговоры уже сведены к навыкам и алгоритмам, как бы это ни звучало.
Эмоционально отстраниться от пациентов я никогда не пытался, без эмпатии в нашей профессии делать нечего.
Расскажи об опыте обучения в Школе Павленко и о твоей работе сегодня.
Мне по жизни очень везет с учителями. Такая ситуация была и в Уфе, где мне с первого дня было очень комфортно, и особенно повезло с моим наставником Дмитрием Владимировичем Феоктистовым. Мне также очень повезло на нынешнем месте работы с заведующим отделением Дмитрием Валерьевичем Ерыгиным.
За эти 5 лет с момента поступления в школу я очень активно формировался как профессионал. Смеюсь, что порой даже активнее, чем нужно. И в этом, безусловно, заслуга наставников, доверивших мне такой объем работы. Например, за 2 года обучения в школе я провел более 100 самостоятельных операций.
Сейчас у нас в отделении сложилась уникальная ситуация. Наши врачи аффилированы со школой — наш заведующий работает наставником. Все врачи — это выпускники или действующие резиденты Школы Павленко. Это создает очень комфортную атмосферу, что помогает справляться с внешними трудностями и нашим непростым трудом.
А вообще, отсматривая видеоинтервью с известными российскими хирургами, понимаешь — у всех есть истории преодоления. Ничего уникального. Но здесь и заключается самое интересное — это своего рода профессиональный фильтр.
Твоя жизнь сейчас очень наполнена событиями, ты недавно стал отцом, кроме работы активно занимаешься спортом, бегаешь марафоны, начал оперировать на роботе. О чем ты еще мечтаешь?
Найти баланс между этими аспектами жизни. Но, как всегда, времени на все не хватает.